Аспирантка ТГУ Хала Зуйхари родом из Сирии. Еще в школе она мечтала поехать учиться за границу, выбрала Россию, но очень не хотела оказаться в Сибири. В интервью газете ТГУ Alma Mater Хала рассказала, как попала в Томск, о работе в лаборатории молекулярного лазерного имиджинга и машинного обучения и создании новых способов диагностики с помощью методов биофотоники.
«ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ» РУССКИЙ ЯЗЫК
– Хала, почему ваш выбор был сделан в пользу России? Вы рассматривали другие страны в качестве запасного варианта?
– Еще в школе мне хотелось поехать учиться за границу. Я думала о России, но такой вариант, как Сибирь не рассматривала совсем, поскольку знала, что там очень холодно. После окончания бакалавриата в университете в Дамаске я и трое моих одногруппников через проект Study in Russia подали документы в российские вузы. Я с подругой собиралась учиться в КФУ, еще двое – в ТГУ, но прежде нужно было освоить русский язык. Нас четверых отправили на полгода в Тюменский индустриальный университет.
Конечно, мы получили там определенные знания, но, как оказалось потом, для учебы их совсем не хватало. Когда начались занятия в КФУ, первая лекция была по ядерному магнитному резонансу. Она привела меня в шок, поскольку я ничего не понимала. Пришлось все лекции записывать на диктофон, а потом расшифровывать. Постепенно стало легче, но все же русский язык очень сложный и давался тяжело.
– После окончания КФУ вы решили продолжить обучение в России. Как решились на поездку в Сибирь, которая была в «черном» списке?
– Я получила звание магистра в КФУ по направлению биофотоника. Мне хотелось и дальше заниматься этим направлением. Я стала искать университеты, в которых медицинская физика на высоком уровне, есть активная команда и хорошая лаборатория. По научным статьям узнала о ТГУ, связалась с научным руководителем направления – Юрием Владимировичем Кистенёвым. Общение с ним стало для меня дополнительным стимулом для того, чтобы поступить в аспирантуру ТГУ. Сейчас я обучаюсь на четвертом курсе, работаю в лаборатории молекулярного лазерного имиджинга и машинного обучения, готовлюсь к защите диссертации.
– Чему она будет посвящена?
– Сфера моих научных интересов – это влияние фотодинамической терапии на процессы ранозаживления при сахарном диабете. У здоровых людей поврежденные ткани восстанавливаются без особых проблем, а у пациентов со столь серьезным заболеванием этот процесс затруднен, порой он сопровождается тяжелыми осложнениями. Мы изучаем особенности его течения у здоровых людей и у пациентов с сахарным диабетом, подбираем оптимальные параметры терапии для того, чтобы ускорить ранозаживление.
СНЕЖНЫЕ ВЫХОДНЫЕ И ЖИЗНЬ «В МОРОЗИЛКЕ»
– Хала, вы сказали, что очень не хотели ехать в Сибирь. За четыре года жизни здесь успели привыкнуть к местному климату?
– Нет. Я все еще боюсь холодов и очень тяжело переношу зиму. У нас климат совсем другой – зимой около плюс десяти и дожди, летом бывает 30 градусов, но страшного пекла нет. Мои родственники даже не могут представить, как можно жить в Сибири. Они смотрят на фотографии, которые я им отправляю, на количество снега на улице и говорят: «У нас даже в морозилке не так».
В моей стране снег бывает пару дней в году, и в это время в стране объявляются выходные. То есть это дает человеку официальное право не пойти на работу. Почему в России не так? (смеется). Снег – большая редкость, поэтому люди радуются, фотографируются, но он очень быстро тает.
Не могу сказать, что зима в России мне не нравится совсем. Очень нравятся ваши новогодние традиции и атмосфера. Мы в Сирии на новый год тоже наряжаем елку, но без снега, конечно, все это выглядит не так празднично.
– Вы уже довольно долго живете в России, какие-то традиции успели перенять?
– Научилась готовить блины и суп том-ям, который я впервые попробовала в России. Год назад я ездила домой, приготовила эти блюда своим родным. Им очень понравилось, ничего подобного они раньше не пробовали. Что касается других традиций, было очень интересно посмотреть, как проходит свадьба. Меня приглашала подруга. У нас это событие заметно отличается, например, в Сирии нет обычая воровать невесту.
Знакомиться с чужой культурой всегда очень интересно. Мне в этом помогают путешествия. Очень нравится ездить по России. Это такая большая и красивая страна, хочется побывать в разных местах ведь у каждого своя особенность. Я уже посетила Москву, производит впечатление очень современного города, была в Петербурге – конечно, чувствуется, что это культурная столица. Еще я съездила в Горный Алтай, там просто удивительная природа. В конце февраля – путешествие на Байкал. Выбрала именно это время, поскольку захотелось увидеть огромное озеро, покрытое льдом.
ХОЧУ РАСТИ В ТГУ
– Хала, какие у вас планы на будущее? Вернетесь домой или останетесь в России?
– Я хочу и после защиты кандидатской диссертации остаться в науке и заниматься исследованиями в ТГУ. Мне нравится работать в лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения, здесь именно та команда, которую я хотела найти. Очень интересная тематика исследований.
В частности, сейчас мы выполняем большой проект, поддержанный грантом правительства России, разрабатываем новые подходы для диагностики целого спектра заболеваний с помощью оптических технологий. Я многому научилась в этой лаборатории и в этой команде. Сравниваю себя сейчас и на первом курсе аспирантуры и вижу, что я расту. Я научилась проводить эксперименты и уже не боюсь мышей, на которых мы проверяем эффективность фотодинамической терапии. Я научилась писать научные статьи.
В прошлом году мы с коллегами выпустили две статьи в очень хороших научных журналах первой квартили с высоким импакт-фактором. Еще одна публикация в журнале такого же уровня выйдет в скором времени, и мы очень этому рады. Сейчас я понимаю, что сделала правильный выбор, ТГУ – очень хорошее место для развития, поэтому, несмотря на холодные зимы, собираюсь остаться в Томске.